Доступная среда



     

    Доступная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

    Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов..." Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

     

    Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    Объекты для проведения практических занятий: групповые помещения, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинеты учителей-логопедов, кабинет педагога-психолога.

    Кабинеты педагога-психолога и учителей-логопедов укомплектованы необходимым оборудованием: дидактические интеллектуально-развивающие игры, учебно-методические пособия, дидактический материал по всем разделам развития речи, материалы по обследованию детей, зоны индивидуальной работы с ребенком.

    Музыкальный зал оснащен оборудованием для проведения занятий, праздников и развлечений.

    Группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

    Особое внимание педагоги уделяют изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов; моделируют развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей.

    Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

    · закономерности психического развития,

    · показатели здоровья дошкольников,

    · психолого-физиологические особенности,

    · уровень общего развития,

    · коммуникативные особенности и речевое развитие,

    · эмоциональное благополучие.


    В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

    Все помещения детского сада соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, а также требованиям охраны труда.

    Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В МБДОУ –д етском саду №94 имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: Имеется физкультурный зал, где проводятся утренняя гимнастика, образовательная деятельность, спортивные досуги и праздники.

    На территории ДОУ оборудована спортивная площадка. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.

    Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    В ДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 7 лет. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут, реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада. Коррекционная помощь воспитанникам с ОВЗ оказывается следующими специалистами: педагогом-психологом, учителями-логопедами, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

    Для проведения практических занятий с воспитанниками с ОВЗ в детском саду имеются необходимые средства обучения и воспитания:

    • игровое и учебное оборудование (игры, игрушки, учебные пособия),

    • спортивное оборудование и инвентарь (мячи, гимнастические маты и др.),

    • музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.),

    • учебно-наглядные пособия (тематические книги, плакаты, картинки),

    • мультимедийный проектор, магнитофон, музыкальный центр,

    • печатный и иной материал, необходимый для организации

    образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).

    Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей с ОВЗ и детей -инвалидов:

    Для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности всех детей материальная база периодически преобразуется, трансформируется, обновляется.

    Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

    В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях и включает в себя:

    · методическую литературу в соответствии с образовательными областями

    · нормативно-справочную

    · иллюстративный и демонстрационный материал

    · хрестоматии для чтения в детском саду и дома (от 3 до 7 лет)

    В каждом групповом помещении имеется библиотека для воспитанников с детской художественной и познавательной литературой в соответствии с их возрастными особенностями.

    Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

    В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ - детском саду № 94 разработан Паспорт доступности.

    Территория МБДОУ № 94 соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданию.

    Ø Главный вход в здание МБДОУ оборудован пандусом для инвалидов-колясочников.

    Ø При входе имеется звонок.

    Ø Ширина дверных проемов входа в детский сад позволяет свободный вход инвалидов-колясочников.

    Ø В наличии подъемник, обеспечивающий доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Ø Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением.

    Ø Территория МБДОУ имеет твердое асфальтовое покрытие.

    Имеется доступ для лиц с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра. Объект признан доступным для следующих категорий инвалидов: для инвалидов с нарушениями умственного развития, для инвалидов с нарушениями слуха. Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и для инвалидов, передвигающихся на коляске, доступность объекта условна. Для инвалидов с нарушением зрения доступность объекта не обеспечена.

    Специальные условия питания

    В МБДОУ организовано 5-разовое питание детей, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" и разработанным десятидневным меню.

    Для осуществления контроля организации питания детей, качества доставляемых продуктов и соблюдения санитарно-гигиенических требований при приготовлении и раздаче пищи в учреждении создана бракеражная комиссия. Организация питания постоянно находится под контролем администрации.

    Специальные условия охраны здоровья.

     Медицинское обеспечение воспитанников детского сада осуществляется
    медицинской сестрой в тесном взаимодействии с врачами специалистами детской поликлиники. Совместная деятельность направлена на своевременное оказание медицинской помощи, систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников.

    В ДОУ 100 % воспитанников охвачены медицинской помощью (прививочная деятельность, медосмотры специалистами согласно графику). В течение учебного года проводится работа по охране и укреплению физического и психического здоровья воспитанников учреждения: закаливающие мероприятия с учетом рекомендаций медперсонала, кварцевание групповых помещений, витаминотерапия, режим и питание организовано согласно САНПИН. С целью предупреждения детского травматизма организуются инструктажи с детьми и взрослыми, осмотр территории, организованная образовательная деятельность, консультации для родителей, взаимодействие с отделом пропаганды ОГИБДД УМВД России по г. Орлу.

    Медицинский блок детского сада отвечает современным требованиям. Он состоит из процедурного кабинета, изолятора и кабинета медсестры. Дошкольным учреждением приобретаются медикаменты для организации профилактической медицинской работы и оказания первой помощи. Отслеживается состояние здоровья детей, ведется санитарно-просветительная работа среди персонала и родителей.

    В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
    Организованно распределение детей по физкультурным группам здоровья.

    В ДОУ функционирует психолого-педагогический консилиум с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения.

    Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    Информационная база МБДОУ № 94 оснащена: локальной сетью, электронной почтой, выходом в Интернет, разработан и действует официальный сайт учреждения.

    Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям не обеспечивается.

    Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, нет.

    В целях обеспечения доступности к информационным материалам на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. 

    Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ.

    Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования инвалидами и лицами с ОВЗ отсутствуют.

    Педагоги МБДОУ № 94 активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги ДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции.

    Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

    Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования – не предусмотрено.

    О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

    В МБДОУ отсутствует общежитие и интернат.

    О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    В МБДОУ отсутствует общежитие и интернат.

     

     

     

     


    В этом разделе: